Причины взрыва газовой смеси в АКБ
При эксплуатации свинцовых стартерных АКБ необходимо помнить, что в конце их заряда, а особенно при перезаряде, происходит активное электролитическое разложение воды, содержащейся в электролите, на водород и кислород. Часть выделяемого на положительном электроде кислорода расходуется на коррозионное окисление токоотвода, что сокращает срок службы АКБ. Тем не менее большая часть образовавшегося кислорода и весь водород в виде газовых пузырьков выходят из пористой активной массы в электролит и, выходя на поверхность, создают видимость его кипения. В результате под крышкой в каждом аккумуляторе скапливается смесь газов с таким соотношением объемов, которое представляет собой гремучую смесь. При попадании в аккумулятор или газоотводящий канал искры или открытого пламени происходит взрыв гремучей смеси с последствиями, которые целиком зависят от объема скопившегося к моменту взрыва газа. Причем спровоцировать взрыв газовой смеси могут и искрение неисправной электропроводки или полюсных клемм, которые вызывают искрообразование, и близко поднесенная сигарета, и пламя зажженной спички. Образование искры становится иногда возможным только за счет электризации статическим электричеством от бурного кипения электролита при интенсивном перезаряде и снижении уровня значительно ниже верхних кромок пластин.
Скоплению газовой смеси в объеме вокруг АКБ может способствовать утепление, применяемое некоторыми водителями, которые забывают о необходимости обеспечить возможность для свободного удаления газовой смеси.
Может ли АКБ воспламениться от внутреннего дефекта?
Токоведущие узлы и детали свинцовых стартерных аккумуляторных батарей изготовлены из легкоплавких свинцовых сплавов с температурой плавления 330-360°С, а корпусные детали из пластика с температурой воспламенения выше 320°С. Температура внутри батареи и на ее поверхности не превышает 45-55°С, что исключает возможность самовозгорания АКБ при наличии в ней внутреннего КЗ. Если же происходит короткое замыкание во внешней цепи и ток разряда при этом превышает величину допустимого тока, может произойти расплавление токоведущих элементов батареи (выводных борнов или МЭС), и разряд прекратится.
Практика показывает, что воспламенение в моторном отсеке происходит всегда из-за воспламенения обмотки (изоляции) проводов, подключенных к полюсным выводам АКБ при их замыкании между собой или на массу автомобиля.
Таким образом, взрыв аккумуляторной батареи может произойти только в результате нарушения правил эксплуатации АКБ или неисправности электропроводки в автомобиле.